Интервью номера

PDF-версия журнала

О проблемах развития придомовой спортивной инфраструктуры и о факторах, от которых зависит эффективность ее использования, мы беседуем с исполняющей обязанности генерального директора Российской ассоциации спортивных сооружений (РАСС) Екатериной Стёпкиной.

ПРОЕКТ ДЛЯ ВСЕЙ РОССИИ
 — Екатерина Юрьевна, насколько профильной является для вашей организации тема придомовых спортивных сооружений?
 — Использование и развитие приспособленной придомовой рекреационной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом является одним из инструментов, способствующих достижению цели по  увеличению численности населения, систематически посвящающего время занятиям физкультурой. РАСС, как общероссийская общественная организация, активно вовлечена в реализацию федерального проекта «Спорт — норма жизни» и тесно взаимодействует с Минспортом России по этому направлению. В 2019  году по  заказу ФГБУ ФНЦ ВНИИФК мы выступили разработчиком научно-исследовательской работы «Разработка моделей развития и управления системой занятий физической культурой и  массовым спортом для населения с  учетом региональных особенностей спортивной инфраструктуры рекреационных, парковых и иных досуговых зон». В том же году мы реализовывали проект «Организация физкультурно-оздоровительной работы с населением в парковых, рекреационных и других досуговых зонах с использованием комплексной модели развития» под эгидой грантовой программы Минспорта России. К теме эффективного использования придомовых и приспособленных общественных пространств для занятий физкультурой и спортом мы возвращаемся из года в год. В 2020 году также при поддержке грантовой программы Минспорта России мы начали федеральный проект: «Ни минуты не теряя, мы здоровье укрепляем!». Суть проекта — в проведении физкультурно-оздоровительной работы с родителями и лицами, сопровождающими детей к местам занятий спортом и ожидающими ребятишек во время занятий.
 — Проект оказался успешен?
 — Даже более того. Предложенная модель работы с указанной категорией взрослых показала свою эффективность. Участниками проекта стали 72 учреждения из 44 субъектов России. Общий охват систематически занимающихся составил более пяти тысяч человек. Наша целевая аудитория —это взрослый, который привел своего ребенка на занятие, сел на скамеечку и ждет его возвращения. По сути, он сидит уже на физкультурном объекте, и можно начинать с ним работать. Но встал вопрос: с одной стороны, у нас была пандемия, а значит социальное дистанцирование, а с другой, сам объект, если он хорошо работает, может оказаться полностью загружен. Значит, мы должны искать дополнительные пространства для занятий с родителями. В итоге использование придомовых, приспособленных и рекреационных зон для занятий с родителями стало одним из основополагающих подходов к внедрению проекта в регионах. И вот здесь как раз пригодились результаты нашей работы 2019 года, так как мы стали сталкиваться с особенностями, характерными для населенных пунктов из разных регионов — с разным социально-экономическим, культурно-историческим «портретом».
 — Какими именно?
— Если мы говорим о городах или о более крупных муниципалитетах, где уже есть ставки спортивного инструктора по работе с населением, то здесь проект «зашел» достаточно легко. Нам говорят: у нас не хватает спортивных залов, мы отвечаем: хорошо, тогда давайте пойдем на улицу — в парки, скверы, на детские площадки. Они выделяют ставку, немножко пересматривают свое расписание, начинают привлекать эту категорию граждан, и модель проекта начинает работать. Есть приспособленная зона, есть инструктор, он грамотно преподносит целевой аудитории этот формат работы, увлекает ее — и дело пошло. Таким образом, и новую группу населения вывели на систематические занятия физкультурой и спортом, и инфраструктуру приспособленную задействовали. Но нашей задачей было охватить 43 региона. И пошли отличия. Сельская местность: а у нас родители стесняются, они не пойдут на улицу, чтобы все смотрели на них. Северные регионы: а нас уже завалило снегом. Но самое сложное, когда инструктор в принципе не заложен в штатное расписание. Нет специалиста, который был бы ориентирован на то, чтобы вывести людей на приспособленные зоны и начать с ними работу. Были и такие участники, где постоянно приходилось бороться за сохранение групп: это уже к вопросу несформированной мотивации и культуры спорта на уровне местного сообщества — может, и приспособленная инфраструктура там есть, но она не загружена. Это то, как я увидела проблему. КАК ПЕРЕЙТИ В ГРУППУ А?
 — Обозначив и поняв проблему, наверное, проще и искать ее решение? Тут оно, видимо, находится в плоскости взаимодействия со спортивными властями регионов?
 — Да, но не только. По результатам проводимых срезов о том, как используется приспособленная спортивная инфраструктура, как обеспечены ею различные регионы, мы видим, что один и тот же тип спортивной площадки везде будет работать абсолютно поразному. На это влияет и территориальный фактор — различия между городом и сельской местностью, есть культурно-исторические и социально-экономические факторы и, наконец, личные предпочтения людей. И конечно, наложите на всё это географию. В нашей большой стране, в особом климатическом поясе, приспособленное спортивное сооружение на открытом воздухе дай бог если хотя бы месяца полтора в году сможет отработать в нормальном режиме, когда снег уже сошел, а осадки следующего сезона еще не начались. Есть третья климатическая зона, где зима долгая и холодная, но зато хорошее лето, — и там тоже есть свои особенности, и так далее. То есть в каждой климатической зоне одна и та же хорошо оснащенная придомовая спортивная площадка, разработанная с учетом норм и рекомендаций Минстроя, Минпромторга, отработает год по-разному.
 — И как тогда работать на практике?
 — Указанные факторы не приговор для эффективного использования придомовых площадок. С  учетом собранных данных из  отчетов регионов о  загруженности зон, которые учитываются как приспособленные для физической культуры и  спорта, мы выделили три группы субъектов Российской Федерации: условная группа А — та, где обеспеченность плоскостными сооружениями находится в пределах нормы, а показатели эффективности их использования можно назвать хорошими; группа В  — средние, группа С  — отстающие. И мы видим, что в каждой из этих групп есть, например, регионы из разных климатических поясов. Так, в группе С мы видим регионы из центральной части России — хотя, казалось бы, климат нормальный, нет каких-то историко-культурных особенностей. При этом в группе А присутствуют и Магаданская область, и Карелия, и Мурманская область, которые по климату являются далеко не самыми комфортными регионами. И здесь уже начинается специфика региональной спортивной политики. То есть процессы управления. Можно из самой простой площадки выжать гораздо больше, если учесть все вышеуказанные факторы и если с точки зрения региональной, муниципальной программы развития спорта будет более вдумчивый подход к использованию этой инфраструктуры.
 — Другими словами, многое зависит не только от оснащенности спортивной площадки, но и от работы местных органов власти, местного самоуправления, местного комитета по физической культуре и спорту. Условно говоря, если в той же Самарской области или Забайкальском крае спорткомитеты будут более активны в этом направлении, то при той же инфраструктуре результат будет совершенно другим и они из группы С могут перейти в группу В и дальше в группу А?
 — Да, это то, что я  вижу по  нашему проекту «Ни минуты не теряя, мы здоровье укрепляем!» У нас получилась работа с 72 учреждениями. Примерно столько же еще интересовались, но не решились войти в проект. Специалисты на местах говорят о том, что им нравится сама идея работы с родителями, которые действительно пока просто ожидают в коридоре. Но при этом в ряде мест тренеры и инструкторы буквально на общественных началах проводили эти занятия, у них нет никакого ресурса или административной поддержки. Кто-то более пробивной может пойти к своим муниципалам, и, может быть, ставки появятся. На втором этапе нашего проекта в 2021 году мы будем биться как раз за то, чтобы внедрять его идеологию в программы развития физкультуры и спорта на муниципальном уровне. Тогда сам подход к организации работы с населением с привлечением спортивных инструкторов и с использованием придомовых спортивных площадок, адаптированных пространств, рекреационных зон будет становиться нормой.
 ОКРУЖЕНИЕ ФОРМИРУЕТ ЧЕЛОВЕКА
 — Наверное, и качество инфраструктуры тоже имеет значение, потому что от того, стоят  ли на  площадке старые и  ржавые тренажеры или современная техника, наверняка тоже зависит, удастся ли привлечь человека к занятиям.
— Естественно. Понятно, что качество сервиса, который предлагают людям, определяет отношение к этой инфраструктуре. С другой стороны, окружение тоже формирует человека. Если у ребенка изначально есть красивые детские площадки, хорошие игровые зоны и это всё качественно и красиво, то на уровне двора формируется определенная субкультура и ребята, став взрослыми, придут и на воркаут-площадку. Под качеством сервиса я имею в виду не только само оборудование, но и то, как его эксплуатируют. Ведь есть такая еще проблема: построен жилой комплекс, установили туда спортивную площадку, а кто будет ее эксплуатировать, кто и как будет за ее сохранность и безопасность оборудования отвечать — все эти вопросы остались. И быстро всё приходит в негодность.
 — Да, об этой проблеме приходится говорить постоянно. Существуют нормативы, и застройщики должны построить на объекте спортивную площадку. Это сделано, а дальше их функция на этом исчерпана, и вопрос эксплуатации как бы повисает в воздухе.
 — Это действительно выглядит как такая «подвисшая зона». Но вот мы сейчас имеем такой пример одного из муниципалитетов в Новосибирской области. Они разрабатывают собственную программу развития физической культуры и спорта, пересматривают структуру управления объектами спорта и хотят создать местную дирекцию по управлению, в ведение которой войдут и придомовые спортивные площадки. То есть они принципиально хотят забрать все придомовые площадки в управление дирекцией, чтобы и эксплуатировать их, и обеспечивать сохранность, и главное, обеспечить их загрузку. Потому что в сегодняшнем виде это просто потраченные деньги на оборудование, и система в полную силу не работает. А она должна работать.

Справка
Общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Российская ассоциация спортивных сооружений» основана в июле 2005 года. Ассоциация создана с целью содействия в разработке стратегии развития сети спортивных сооружений в Российской Федерации и реализации программ развития физической культуры и спорта. Деятельность Ассоциации осуществляется в тесном взаимодействии с органами государственной власти и органами местного самоуправления, спортивными федерациями и другими заинтересованными организациями. РАСС объединяет профессионалов в области проектирования, строительства, оснащения и управления спортивных и оздоровительных объектов. Членами и партнерами Ассоциации являются сооружения для спорта и отдыха, а также ведущие российские и зарубежные архитектурные бюро, проектные и строительные организации, поставщики инженерного и спортивно-технологического оборудования. РАСС – это координирующий информационно-консультационный центр, осуществляющий методическую, информационную, научную, юридическую помощь индивидуальным и коллективным членам Ассоциации, а также ее партнерам.