
В мае в столице Латвии пройдет очередной чемпионат мира по хоккею. Ситуация с пандемией COVID-19 остается в мире довольно тревожной, и турнир в Риге наверняка будет сопровождаться рядом противоэпидемиологических мер.
Пока рассматриваются разные варианты — от мягких ограничений в виде сокращения числа зрителей на трибунах арен до проведения турнира в «пузыре» без зрителей и каких-либо контактов членов делегаций с внешним миром. Подобный опыт у Международной федерации хоккея (ИИХФ) уже есть. Именно в условиях «пузыря» в нынешнем году в канадском Эдмонтоне состоялся молодежный чемпионат мира. Согласно медицинскому протоколу, турнир проходил без зрителей, без рукопожатий между игроками и тренерами, с карантином по прилете и многими другими ограничениями, включая обязательное постоянное ношение масок и ежедневные тесты на COVID‑19. О том, как проходил чемпионат мира в канадском «пузыре», мы поговорили с врачом молодежной сборной России по хоккею Валерием Егоровым.
— Сколько в общей сложности продлилась ваша изоляция от внешнего мира во время турнира в Эдмонтоне?
— По прилете нас доставили автобусами в гостиницу и разместили по одноместным номерам, в которых мы провели в полной изоляции четверо суток без возможности куда-либо выходить. Питание и какие-то тренировочные занятия были организованы в номерах. Ну а сама изоляция от внешнего мира продлилась еще три недели — до окончания чемпионата.
— В какой момент было тяжелее всего?
— Наверно, эти первые дни и оказались самыми трудными, потому что не было возможности поддерживать обычный двигательный режим. Общение — только с помощью интернета. Питание — одинаковое для всех команд и без возможности поменять блюда. Это было непросто.
— Наверняка и какие-нибудь необычные истории в это время случались?
— Забавный случай произошел в первые же сутки после прилета. Менеджер шведской делегации забыл какой-то провод в аэропорту, сел в такси и поехал за ним. При этом выходить из «пузыря» было запрещено. Поэтому обратно его в гостиницу уже не пустили, и он вынужден был сразу улететь обратно в Швецию. Был еще курьез. Немецкая делегация по прилете сдала восемь или десять положительных тестов на коронавирус и была посажена на семидневный карантин всей командой. Но один игрок, по-видимому, сдавал положительные тесты и впоследствии, и его не выпустили из номера до самого окончания чемпионата (сборная Германии проиграла нашей команде в четвертьфинале). Поэтому он вышел из номера только для обратного перелета домой. Немцы на последней своей игре повесили его джерси на стекло на командной скамейке, показывая свою сплоченность.
— Как вы в целом можете оценить организацию чемпионата мира в таких необычных условиях?
— С точки зрения всех правил и недопустимости распространения инфекции организаторы сделали всё практически идеально. Поэтому новых случаев заражения в «пузыре» не было.
— Обеспечение карантинных мер — это в большей степени контроль, осуществляемый людьми, или технологические процедуры?
— Применялись все виды контроля. Но предупреждения всё равно выносят люди на основании либо визуального наблюдения, либо отсутствия отметки в специальном приложении.
— Любые спортивные соревнования в период пандемии связаны с отсутствием зрителей на трибунах либо ограничением их количества, со строгими правилами поведения для спортсменов, тренеров и персонала. Это стоит того?
— Я думаю, что да. Потому что дальнейшее ограничение спортивной деятельности лишает многих спортсменов возможности на профессию, а они отдали этому много лет подготовки, начиная с самого детства.
— Опишите тремя словами жизнь в «пузыре».
— Ограничения. Правила. Контроль.
— А как видится мир из «пузыря»?
— Свободным. Ярким. Эмоциональным.
— Для организаторов и участников последующих соревнований в условиях карантинных ограничений что будет легче, учитывая накопленный опыт? А что труднее?
— Для организаторов будет точно легче. Уже выработаны определенные правила и санитарные протоколы, которые необходимо соблюдать. Не будет, возможно, перегибов с ограничениями, как, например, на Australian Open у теннисистов. Труднее может быть при организации крупных комплексных турниров — например, Олимпиад. Потому что там совершенно другая логистика и есть много различий в условиях, необходимых для подготовки спортсменов. А самим спортсменам трудно будет всегда. Неизбежный карантин по прилете в страну проведения соревнований мешает нормально готовиться по своему плану. Да и вообще ограничение свобод никогда не шло на пользу человечеству.
Екатерина МАКОШИНА
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Рене ФАЗЕЛЬ, президент ИИХФ: — Мы обсуждали вопрос проведения чемпионата мира в Риге с нашей медицинской группой. В первую очередь мы должны заботиться о здоровье игроков. Команды и персонал будут находиться в «пузыре». Мы также обсуждали вопросы работы медиа. Но будут ли зрители и состоится ли конгресс ИИХФ — это то, что нам еще предстоит решить.