Франшизы в спорте: уверенный рост и высокий потенциал 26.04.2023 02:00
24 апреля на цифровой платформе in_Sport 365 прошла онлайн-выставка и конференция «Франшизы в спорте». Представители крупнейших компаний рынка обсудили развитие отрасли, поделились планами и сформулировали рекомендации для предпринимателей.
Конференция была разделена на две части: в первой собрались представители фитнес-индустрии, а во второй – детских спортивных школ и секций. Дискуссия еще раз продемонстрировала, насколько это два разных мира, и насколько разными являются проблемы и задачи представителей каждого из них.
В первой сессии выступили представители двух ключевых сегментов: мультифункциональных фитнес-клубов и студийного фитнес-бизнеса. Представители World Class, XFIT, Lady Stretch и NeoДжоуль рассказали о свои проектах, стратегиях развития, привлечении и работе с франчайзи.
Открыла дискуссию Ольга Киселева, президент Ассоциации операторов фитнес индустрии: «Оборот франчайзингового рынка за 2022 год вырос на 19% и сейчас составляет 2,78 трлн. руб. Сейчас в России насчитывается 3249 проектов, и это на 5% больше, чем в 2022 году. Если говорить о фитнес-сегменте, то западный путь говорит нам, что рост фитнес-индустрии происходит исключительно по франчайзинговой модели. В России нет ни одной крупной сети, которая не упаковала бы свои знания, технологии и навыки во франчайзинговый пакет. Инвесторы готовы заходить на этот рынок, но самостоятельно, без отраслевиков и без франшизы делать это боятся. Рост франчайзингового фитнес-рынка – точно не за горами».
Ирина Троска, директор по франчайзингу и развитию XFIT: «Сегодня у нас открыто 109 клубов в 65 городах России и СНГ, а количество франчайзинговых проектов превышает число собственных в 2 раза. До конца года мы планируем открыть еще 23 клуба. Инвестиции в создание одного проекта варьируются от 7,5 млн. руб. для XFIT Point (мини-формат без персонала), до 100 млн. руб. для большого полноформатного фитнес-клуба».
Екатерина Лопатина, директор по франчайзингу World Class: «В Америке большинство клубов на рынке – это франшизы. У нас же фитнес – пока все еще сложный, требующий глубокого погружения и крупных инвестиций бизнес. Поэтому доля франчайзинга растет не такими высокими темпами. Сейчас мы представлены в 11 странах и 41 городе. В России у нас сейчас 90 клубов (с учетом подписанных), а в планах до 2027 года – увеличить эту цифру до 200».
Дмитрий Горобцов, основатель сети студий растяжки Lady Stretch: «Студии – это совершено другой бизнес: к нам приходят люди, которые не хотят ходить в фитнес-клубы, и с этим связан взрывной рост нашей компании и студийного рынка в целом. Сейчас мы открываем 5 точек каждый месяц. Всего на текущий момент у нас 112 студий, к концу года их число вырастет до 200. А цель на 5 лет – открыть 1000 точек и 5-6 брендов. Пока фитнес-клубы увлечены своим бизнесом, мы планируем стать максимально большой компанией в сегменте студий».
Вторая сессия была посвящена франчайзинговому рынку в сегменте спортивных школ и секций. Представители «Футболики», Juventus Academy, «Юниор», «Спартак Юниор», ХК «Авангард», и других франшиз обсудили проблемы рынка, перспективы и мотивацию франчайзи.
Александр Антонов, руководитель проекта «Франшиза» ХК «Авангард»: «Мы стремимся создать образец детского хоккейного образования во всех регионах. Хоккей – не самый простой вид спорта, здесь сложно открывать 100 школ в месяц. Поэтому мы идем поступательно – сейчас у нас есть 7 точек, а через 3 года – планируем иметь 40 партнерских школ, в которых будут обучаться 5000 человек. Будем вводить новые виды спорта: футбол, черлидинг, баскетбол».
Станислав Озимов, основатель детской франшизы «Футболика»: «У нас сейчас открыто 180 филиалов в более чем 50 городах России. Начинали с собственной сети, но открыв несколько филиалов поняли, что модель работает успешно и есть потенциал для франчайзинга. По сравнению с другими странами у нас очень мало людей занимается спортом, и футболом, в частности. Мы можем расти не на десятки, а на сотни процентов. С этой точки зрения рынок – пустой. А главная наша проблема – это и инфраструктура: все площадки на рынке заняты, особенно в небольших городах. Это тормозит развитие рынка».
Андрей Коломеец, директор ООО «Лига спорта»: «Мы помогаем большим брендам масштабировать свои проекты на территории нашей страны и за ее пределами. В основной массе наши франчайзи – это предприниматели, у которых есть спортивный бэкграунд. Все партнеры проходят стажировку в академии. Если брать по максимуму, то партнер может зарабатывать с франшизы до 5-7 миллионов. Если школа чуть меньше - то около миллиона. Все зависит от количества детей».
Полная запись выступлений этих и других спикеров конференции – доступна по ссылкам:
Сессия 1:
Фитнес-франчайзинг
Сессия 2:
Франчайзинг спортивных школ и секций