Появившийся в этом году в Санкт-Петербурге женский гандбольный клуб «Балтийская заря» с первых шагов удивил многим — и самим фактом своего создания в очень непростой «коронавирусный» год, и принципами организации дела, которые вполне можно назвать европейскими. Обо всем этом наш разговор с президентом клуба Ириной Кудеровой.
— Клуб «Балтийская заря» был создан в 2020‑м — в год пандемии, когда все в мировом спорте испытывало сложности, а то и вовсе разваливалось. История для такого форс-мажорного года сама по себе необычная…
— Все произошло не спонтанно, а было запланировано заранее. В конце 2019‑го года мы встречались с главой федерации гандбола Санкт-Петербурга Юрием Нестеровым, занимались какими-то операционными проектами, но при этом часто слышали, что нужно обратить внимание на женский гандбол. В этом виде спорта ситуация была такова, что три спортивных школы в Санкт-Петербурге работали, а ключевое звено — профессиональная команда — отсутствовало. Мы некоторое время решали, хватит ли у нас возможностей и компетенций, чтобы потянуть создание этой команды. В итоге перед самым Новым годом решение было принято. Затем мы созвонились с наиболее лояльными партнерами и получили от них обратную связь, готовы они поддержать этот проект или нет. С понятными перспективами — мы собираем команду, оцениваем ее уровень, а дальше нацеливаемся на Суперлигу. Потому что как маркетолог я прекрасно понимаю, что этот продукт интересен партнерам, если он находится на определенном уровне. Так что мы изначально понимали, куда мы идем, спонсоры нас поддержали, и сразу после новогодних каникул мы активно вошли в организационную стадию этого проекта. И в начале марта уже состоялась презентация команды. Правда, проводя ее, мы не предполагали, что через две недели весь мир так круто сядет на карантин. И так сложилось, что все это карантинное время я как раз занималась работой со спонсорами. Мы не знали, когда мы выйдем с карантина, не знали как, но эта работа не останавливалась. И в итоге мы за это время смогли заключить важные бартерные соглашения с партнерами, а это очень хорошая оптимизация бюджета. Не зря существует хорошая фраза: сэкономленное — это тоже заработанное. А по остальному диалог был примерно таким: давайте мы выйдем с карантина, посмотрим на ситуацию и оценим объемы поддержки, которую готовы будем вам оказать. Либо кто-то говорил: да, нам интересно, но мы смотрим уже на перспективу 2021‑го года, чтобы иметь в виду этот проект при своем бюджетировании. Так что, несмотря на все сложности, мы понимали, что от своего проекта не отказываемся, так как в любом случае первую лигу сможем потянуть. Хотя головой были уже в Суперлиге.
— Пандемия нанесла серьезный удар по многим отраслям бизнеса. Были у вас потенциальные партнеры, которые до карантина говорили «да», а потом вынуждены были отказаться от сотрудничества?
— Были. Например, один из очень хороших партнеров, с которым мы договорились одним из первых, из-за этой ситуации вынужден был заморозить многие свои бизнес-проекты. И они честно признались, что ситуация у них довольно плачевная, многие точки по стране закрылись, штат сократился, и при всех наших договоренностях стало понятно, что осилить партнерство им уже было трудно. И еще несколько подобных историй действительно было. Тем не менее, всегда можно найти какие-то варианты. И даже с теми, кто по объективным причинам вынужден был отказаться от сотрудничества, мы продолжаем дружить.
— Партнерство, которое вы строите с компаниями, можно назвать стратегическим? То есть представители бизнеса изначально понимают, что вы строите большие планы и намерены пройти с вами этот путь?
— Да, все партнеры, которые сейчас заходят в спорт, прекрасно умеют считать. И понимают, что такое спортивное спонсорство, и что они от него хотят получить. Да, очень многое у нас сейчас нацелено на перспективу, и мы от своих слов и намерений не отказываемся. В некоторых вещах мы растем даже гораздо более быстрыми темпами, чем планировали. Например, в своих ранних релизах мы говорили о том, что в перспективе хотим создать в Санкт-Петербурге Академию гандбола. И та обратная связь, которую мы сейчас получаем, позволяет говорить о том, что эту Академию можно создать уже в течение года. Понятно, что сейчас трудно прогнозировать развитие всей этой пандемийной ситуации, но в целом я вижу, что есть люди, готовые участвовать в реализации этого проекта. Причем речь в данном случае идет не только о женском гандболе, но и о мужском. Также ведутся переговоры и о строительстве площадки. Понятно, что мы не будем распыляться, и главный приоритет сейчас — это команда. Но процесс очень живой, и развивается он по многим направлениям.
— Вы упомянули планы строительства собственной площадки. Насколько это реальная перспектива?
— Пока это, скорее, на уровне проекта. Понятно, что в Санкт-Петербурге основная проблема — с землей. Но мы по этому поводу не переживаем и рассматриваем для себя даже возможности ближайшей территории за кольцевой дорогой, например районы Мурино, Девяткино. Если посмотреть, как в городе распределяются школы, то север вообще не закрыт. И если фантазировать о строительстве именно там, то уверена, что с занимающимися все будет в порядке. И естественно, если мы говорим об Академии гандбола, то для тех инвесторов, которые придут, это будет коммерческий проект. Поэтому комплекс должен быть многофункциональным, чтобы мы могли еще и зарабатывать. Сейчас главное — найти адекватный момент, когда в это строительство заходить, чтобы мы остальные процессы при этом не потеряли. И чтобы команда развивалась дальше.
— Игровые команды в Санкт-Петербурге, в основном, существуют за счет поддержки крупного бизнеса, прежде всего, «Газпрома», либо надеются на какие-то виды бюджетной помощи. У вас, если я правильно понимаю, с первых шагов подход был иным: клуб основан именно на идее партнерства со средним и малым бизнесом?
— Да, это так. Мы понимали, что странно было бы создавать команду с идеей вешать ее на бюджет того же Спорткомитета — мол, здравствуйте, мы тут такие хорошие пришли, возьмите нас… И чем мы тогда отличаемся от других команд, которые существуют годами, и у которых уже и результаты какие-то есть? Поэтому изначально система была построена по европейскому принципу. Я сама эту историю пропагандирую, преподавая в олимпийском университете, так как понимаю, что можно создать клуб и при этом вовсе не обязательно садиться на бюджет. Наоборот, как только ты делаешь это, то перестаешь быть полноправным держателем этого проекта, и тебе уже нужно учитывать какие-то нюансы и, возможно, в каких-то ситуациях ты оказываешься более скован в своих решениях. Еще один плюс заключается в том, что уже довольно давно у нас на уровне главы государства звучит тезис о том, что профессиональный спорт должен уходить с бюджета. И сейчас в этом направлении уже предпринимаются реальные шаги. Многие команды в стране теряют бюджетное финансирование — и что дальше? Люди же сами зарабатывать не умеют. Если ты долго сидел на бюджете, то просто не понимаешь, как тебе уходить в спортивное предпринимательство. Это ведь как обычный предприниматель — ты должен вставать утром, и голова у тебя не выключается ни на секунду: партнеры, спонсоры, ты должен думать о создании привлекательного продукта… Поэтому мы изначально пошли по своему пути.
— Когда на еврокубковые матчи приезжают иностранные клубы, то у многих из них вся форма в рекламных наклейках маленького размера. Их по 15–20 штук, а то и больше. Подобное мини-спонсорство имеет перспективу в нашей стране?
— Мне этот подход очень нравится. Во‑первых, я не вижу тут никаких проблем. Если посмотреть на нашу форму, то на ней тоже 11 логотипов. Когда я выложила в сеть фотосессию команды, то у меня в профессиональном сообществе спросили: а можно мы этот пост возьмем, чтобы аудитория это обсудила? Но тут все просто: если спонсоры не против, то в чем проблема? Ведь каждый из них при этом в любом случае получает внимание, так как в кадр его логотип попадает постоянно. И такое мини-спонсорство у нас действительно имеет большие перспективы, потому что все команды и спортивные коллективы сразу пытаются идти к «крупнякам» — стучаться к «Газпрому», еще куда-то. И у тех подобных запросов, наверное, по десять штук каждый день приходит. А почему не посмотреть на тех, кто рядом — на средний бизнес или даже микробизнес, у которого есть деньги на рекламу? Почему не обратиться к ним с предложением перераспределить этот рекламный бюджет, сказав: ребята, зачем вам эти баннеры, попробуйте поработать с нами, и вы получите долю своего рынка? Пусть будет больше на форме логотипов. Если мы тут немножко поменяем спортивный рынок и подходы к работе на нем, я только «за». Ведь чисто практически: чем больше спонсоров, тем больше возможностей решить конкретную задачу. Если тебе нужно закрыть бюджет условно на 100 миллионов, то у кого эта сумма есть целиком? Только у «Газпрома». А если эту сумму поделить и заключить с каждым спонсором соглашение на доступную для него сумму, то это совсем другая ситуация. Вопрос только во времени и в объемах твоей личной работы.
— Летом много говорилось о неординарном шаге «Балтийской зари», которая вышла на платформы краундфандинга. Это было реальное стремление таким образом привлечь дополнительные средства или в большей степени маркетинговый ход?
— Во‑первых, это была некая проба для того, чтобы понимать реакцию людей, так как спортивные проекты на платформах краундфандинга практически отсутствуют. А те, которые существуют, в основном связаны с адаптивным спортом, либо с поддержкой детских проектов. Поэтому мы для себя решили эту историю попробовать. Конечно, в большей степени это был маркетинговый прием, чтобы привлечь больше внимания, и в этом смысле он отработал в полную силу. Будем ли мы дальше им пользоваться — пока не знаю. Мне странно, что некоторые инструменты в спорте не используются. Почему-то к ним такое настороженное стереотипное отношение — у нас как благотворительности очень сильно боятся, так и чего-то подобного. Как будто если мы вышли на краундфандинг, значит, у нас какие-то проблемы. Нет, проблем нет, у нас все хорошо — просто мы пробуем разные инструменты. И, возможно, кому-то при этом откроем новую дорогу.
— Если говорить о спорте, то в будущем году планы «Балтийской зари» связаны с суперлигой, а это совершенно иной уровень расходов. Готовы к этому?
— Да, мы готовы и более того у нас бюджет уже просчитан на ближайшие 4 года. И пусть это даже немножко нагло и немножко амбициозно (хотя странно было бы планировать по-другому), но мы даже заложили перспективу, при которой у нас возникают какие-либо еврокубковые матчи. И на обеспечение этих бюджетов мы реально работаем уже сейчас.
Юрий ХЛОПИН
Цитата
«Балтийская заря» — большой социальный проект, ценность которого состоит в создании возможностей для воспитанниц СШОР Санкт-Петербурга и ЛО продолжить свою профессиональную карьеру «дома», что ранее было невозможно сделать из-за отсутствия профессиональной команды. (Из обращения клуба на краунфандинговой платформе planeta.ru)